21.02.2020

Открывая городскую усадьбу: как в петербургском музее Державина создают доступную среду

Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" вместе с особыми посетителями побывала в музее-усадьбе Гавриила Державина в Петербурге, где не понаслышке знают о том, как мемориальный дом может стать не только востребованным культурным учреждением, но и важной институцией социальной адаптации и доступной среды для людей с ограничениями по здоровью.

Второй год в рамках федерального проекта "Культурная среда" по всей стране реализуется программа возрождения и популяризации усадеб. К 2024 году около 500 млн рублей будет направлено на разработку эскизных проектов исторических домов в различных регионах России, что позволит найти владельцев объектам культурного наследия, находящимся в заброшенном состоянии. Однако главный вопрос остается открытым: что делать с ними дальше, как обеспечить усадьбам не только физическую сохранность, но и развитие? Одно из самых распространенных решений — музеефикация.

О том, как мемориальный дом может стать не только востребованным культурным учреждением, но и важной институцией социальной адаптации и доступной среды для людей с ограничениями по здоровью, не понаслышке знают в музее-усадьбе Гавриила Державина в Санкт-Петербурге. В 2020 году здесь запустили цикл интерактивных занятий для детей с ментальными нарушениями, сотрудники музея продолжают развивать другие инклюзивные направления. Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, побывала в усадьбе вместе с особыми посетителями.

Из коммуналки в доступный музей

Величественное здание на берегу реки Фонтанки было городским домом поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина. Литератор поселился в нем в 1791 году и прожил долгую жизнь. В советское время здесь, как и во многих петербургских усадьбах, разместили коммунальные квартиры, поэтому оригинальные исторические интерьеры оказались утрачены. Тем не менее специалисты максимально точно воссоздали атмосферу державинского дома, чтобы превратить его в музей.

"Конечно, невозможно говорить о том, что наследие Державина сохранилось в неизменном виде. Даже снаружи дом выглядит не так, как при Державине, но так как в конце XX века было решено создать здесь музей, проводились очень тщательные реставрационные работы. Музейные специалисты опирались на фрагменты, которые были найдены при реставрации, а также на исторические документы и изображения", — рассказывает Анна Носырева, специалист отдела развивающих программ.

Усадьба является филиалом Всероссийского музея А. С. Пушкина и его флагманом в развитии инклюзивных программ. Выбор, на первый взгляд, неочевидный, ведь создать доступную среду в старинном здании с многочисленными флигелями, лестницами и внутренними переходами — задача непростая. Однако сотрудники усадьбы уже успешно работают с посетителями, имеющими ограничения по слуху, зрению, а теперь еще и с теми, у кого есть ментальные нарушения.

"Работа с теми людьми, у которых есть проблемы, — это одно из очень важных направлений деятельности для нашего музея. У нас старинное здание, все охраняется, мы не можем ничего себе лишнего здесь позволить — лифты сделать или еще что-то. Поэтому мы сконцентрировали все наше внимание на тех направлениях, в которых мы можем работать достаточно результативно", — поясняет директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов.

Первые проекты — для слабовидящих детей, а также для глухих и слабослышащих посетителей — получили заметный отклик как у специализированных фондов и медучреждений, так и у отдельных семей. Музей подготовил двух специалистов, которые могут вести экскурсии на русском жестовом языке и теперь регулярно водят туры.

Валентин Федоров/Будущее России. Национальные проекты
"В 2018 году мы сделали такой проект обучения экскурсоводов на базе музея. Наши методисты с ними занимались. Конечно, специфика литературного музея приносит такие неожиданности, потому что объяснить человеку слабослышащему какие-то литературные термины или, например, даже слова, которые давно не используются — термины XVIII века, какие-то фамилии, — это очень сложно", — рассказывает заведующая отделом развивающих программ Всероссийского музея А. С. Пушкина Ирина Мальгина.

Теперь в музее планируют расширять инклюзивные программы, чтобы принимать и маломобильных гостей. Ставка делается на большую площадь и просторные комнаты усадьбы, что позволяет устанавливать передвижные пандусы.

"Мы попробовали опыт с колясочниками. У нас это тоже достаточно удачно получилось — именно здесь, в этом дворце, потому что, если вы обратили внимание, у парадной двери есть два пандуса с двух сторон. Поэтому здесь это реально, правда только на первом этаже. На второй этаж мы уже не можем подняться", — поясняет Сергей Некрасов.

На помощь приходят волонтеры — студенты ближайшего техникума, которые помогают занести коляски и сопровождают ребят на протяжении этой первой экскурсии. В планах подключить к этой программе и другие здания Всероссийского музея А. С. Пушкина. Уже в этом месяце интерактивная экскурсия для слепых и слабовидящих пройдет в Царскосельском мемориальном музее-лицее.

Валентин Федоров/Будущее России. Национальные проекты

Слабое здоровье не приговор

К Международному дню редких заболеваний, который ежегодно отмечается в последний день февраля, в усадьбе открылась фотовыставка "Семья НАО", посвященная детям с редким заболеванием — наследственным ангионевротическим отеком — и их близким. Социальный проект организован Обществом пациентов с НАО при поддержке Министерства культуры РФ. Сергей Некрасов уверен, что открытие выставки именно в музее-усадьбе Державина символично, ведь поэт сам был на грани смерти в детском возрасте.

"Он родился раньше срока, и думали, что ребенок умрет. Его приводили в чувство, доводили до жизнеспособного состояния таким старым, дедовским способом — сажали на лопату и, после того как испекли хлеб, в горячую печь на лопате засовывали", — рассказал директор музея.

Несмотря на слабое здоровье, Державин прожил 73 года, сделал завидную карьеру в литературе и на государственной службе. Председатель правления Общества пациентов с наследственным ангионевротическим отеком Елена Безбожная уверена, что главная цель выставки — показать людям, что даже с редким заболеванием можно жить полноценно.

"Нам важно показать, чтобы больше осведомленности было о редких заболеваниях, что редкие [болезни] — это не приговор. Да, очень трудно пациентам с редкими тяжелыми, жизнеугрожающими заболеваниями, но при определенных условиях можно радоваться и жить вполне полноценной жизнью", — говорит Безбожная.

Сегодня диагноз НАО есть у одного человека на 100 тыс. В России в федеральном регистре сейчас около 400 таких пациентов. Часть из них, включая дочь Елены Безбожной Дарью, специально приехала на открытие выставки, для них сотрудники музея провели экскурсию, а затем устроили для гостей традиционное чаепитие с самоваром и русскими пирогами в зимнем саду усадьбы.

Валентин Федоров/Будущее России. Национальные проекты


Для больших и маленьких ребят

На следующий день здесь принимают две другие группы — теперь это посетители с ментальными нарушениями из реабилитационного центра в Сестрорецке. Они специально проехали почти 40 километров на автобусе до Петербурга, чтобы попасть на новую интерактивную экскурсию в усадьбу Державина. Присоединяемся к одной из групп, в ней восемь участников и двое сопровождающих. Они здесь впервые, но встречают друг друга и, главное, сотрудников музея словно старых знакомых.

Перед началом тура экскурсовод записывает имена гостей на стикерах, которые те наклеивают на свитера. Оказывается, что один из гостей — Саша — не приехал из Сестрорецка, а пришел сюда с мамой, которая узнала о программе из объявления в медучреждении. Остальные охотно принимают его в компанию. Музейный педагог Елена Филатова, которая ведет экскурсию, одета в наряд ключницы, и ребята сразу просят ее показать ключи и даже потрогать их.

Тур предназначен для посетителей практически любого возраста, от пяти лет, но сотрудники музея знают, как адаптировать его под нужды и уровень развития определенной группы. В этот раз приехали гости от 20 до 30 с лишним лет, которые проявляют живой интерес к тому, что рассказывает экскурсовод, задают нетривиальные вопросы, делятся наблюдениями: кто-то замечает необычных животных на ножках дивана, кто-то делает фотографии экспонатов, кто-то внимательно читает аннотации в каждом зале. Однако бывают и более тяжелые группы, делится Елена Филатова.

Валентин Федоров/Будущее России. Национальные проекты


"У кого-то может приступ случиться посреди экскурсии, было такое. Тогда есть расчет на сопровождающего, что он отводит этого ребенка в соседний зал, там он дышит, успокаивается, чтобы не отвлекать других ребят. Понимаете, если один начинает кричать, то они все начинают пугаться и нервничать", — поясняет музейный педагог.

Тур во многом построен на сенсорных впечатлениях: в залах посетителям предлагают раздаточные материалы, которыми они охотно делятся друг с другом. Гости гладят ткани и деревянные бруски, комментируют, какие они на ощупь, интересуются, из чего сделан тот или иной предмет интерьера.

Особый интерес вызывает бильярд. "Ну что, партеечку?" — с энтузиазмом спрашивает Денис, один из гостей. Экскурсия сознательно построена таким образом, чтобы привлекать внимание к предметам в усадьбе, а не к литературному наследию, поясняет Анна Носырева.

"Это рассказ о бытовой жизни дома, о том, как Державин с женой проводили время, о том, какие у них были слуги, и кульминация — мы спускаемся в кухню и знакомимся с ее обустройством в XVIII веке. Эту экскурсию мы адаптировали для ребят с ментальными особенностями, даже были у нас дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, два раза проводилась такая экскурсия. В своих программах мы делаем акцент на эмоциях, на взаимодействии с детьми, а не только на фактической стороне", — поясняет специалист.

Для того чтобы вызвать живой отклик даже у посетителей, которым трудно выражать свои мысли и эмоции, в музее обращаются к чувственному восприятию.

"У нас много сенсорики. Например, в бильярдной, кратко и понятно рассказывая о том, что это за игра, мы даем потрогать деревянные бруски — как материал, из которого сделан бильярд. У нас есть большая скатерть, мы ее используем как сукно на бильярде, и у нас есть возможность ее растянуть и всем вместе ее потрогать. Дальше в музыкальной гостиной мы слушаем музыку. В зависимости от возможностей ребят либо просто говорим о том, что понравилось, что нет, либо сравниваем, например, что этот кусочек медленный, а этот быстрее. В зале с диванчиком говорим о том, кто как любит отдыхать. В домашней столовой на портрете Державина считаем его ордена, медали. Если ребята не умеют считать, есть большие изображения с цифрами", — рассказывает Анна Носырева.
Валентин Федоров/Будущее России. Национальные проекты


По ее словам, один из хитов экскурсии — плюшевая собачка Тайка. Она спрятана на подоконнике рядом с портретом второй жены Державина Дарьи Алексеевны, которая держит в руках точно такую же собаку. Однако у группы Елены Филатовой ажиотаж вызвали державинские кухни.

Обнаружив в кладовой среди макетов прочей снеди ананас, ребята сразу выразили желание посмотреть, где он растет. Кстати, это не художественное преувеличение, Державины действительно выращивали ананасы и могли лакомиться ими в любое время года. В помещении с одной из первых в России паровых печей девушек заинтересовал пригревшийся на ней кот (ко всеобщему разочарованию, искусственный), а парней — утюг на углях.

Некоторое затруднение вызвал вопрос экскурсовода о блюдах, которые нельзя приготовить на пару, зато с мутовкой (старинный аналог миксера) все участники экскурсии справились легко. Конечно, при таком изобилии интересных предметов глаза у ребят разбегаются, все хочется потрогать и посмотреть, но сотрудники музея это предусмотрели.

"Чтобы эту потребность удовлетворить, мы заранее заготавливаем в леднике маленькие льдинки, можно их потрогать, передать по кругу. В паровой у нас, чтобы представить, из чего сделана печь, специально накололи кирпичей, они тяжелые, грубые, можно об их свойствах поговорить. В русской кухне одна из самых любопытных активностей — это запахи. Не было ни разу такого, чтобы кто-то боялся запахов специй, у нас там в баночках перец, корица, гвоздика, можно отгадывать, сравнивать", — рассказывает Анна Носырева.

Единогласным решением группа постановила не добавлять непривычно пахнущую гвоздику Державину в кофе, а вот изящный чайник для горячего шоколада и лед одобрили. Заканчивается тур в кабинете, где поэт писал. Здесь ребятам предлагается творческое занятие: они рассаживаются на полу и с помощью пальчиковых красок обводят на музейном трафарете свои ладони или рисуют, что придет на ум, — сердечки, елки, дома. Свои работы они могут забрать с собой в качестве сувениров. Им также дарят памятные открытки. Девушка Света так увлекается рисованием, что не замечает, как все остальные уже помыли руки. "Света, семеро одного не ждут", — поторапливают ее парни.

Валентин Федоров/Будущее России. Национальные проекты

Возвращаясь к гардеробу мимо бильярдной, Денис снова мечтательно вопрошает: "Может партеечку?" Его сосед Женя решает не забирать свой рисунок. "На память останется у меня здесь", — говорит он, постучав себя по груди. Саша на прощание обнимает всех — и новых друзей, и сотрудников музея: они с мамой уже были здесь на благотворительном концерте Мариинского театра и планируют вернуться еще.

"Тема довольно трудная, потому что всегда чувствуешь, с одной стороны, желание что-то сделать, а с другой стороны, нередко чувствуешь свое бессилие. Но мы не собираемся прекращать эту работу. Напротив, по мере сил мы максимально будем ее расширять", — обещает Сергей Некрасов.

В планах музея-усадьбы на 2020 год расширение проекта для детей с ментальными нарушениями: тематические экскурсии, мастер-классы, театрализованные постановки. Для людей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью пройдет серия концертов классической музыки, а к 75-летию Победы готовят занятия на основе исследований малоизвестных страниц истории блокадного Ленинграда.

Источник: futurerussia.gov.ru

#волонтерыкультуры